ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

МИНИ-ЧАТ

ОНЛАЙН ТВ

видео

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 258

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:






 

Благотворительность как важнейшая форма поддержки некоммерческого сектора культуры и искусства




Благотворительность как важнейшая форма поддержки некоммерческого сектора культуры и искусства    


Являясь в мировом масштабе одним из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики, некоммерческий сектор постепенно приобретает все большую привлекательность для частного капитала. И, прежде всего, это объясняется его публичностью и социальной значимостью.

Если говорить о некоммерческом секторе культуры и искусства, то в первую очередь необходимо акцентировать внимание на его ярко выраженных возможностях формирования и продвижения привлекательного имиджа представителей частного бизнеса и оказания положительного влияния как на рост репутации этих представителей, так и на повышение их социального статуса. Кроме того, за некоммерческими организациями законодательно закреплены определенные гарантии и льготы. Некоторые преференции (по сравнению с другими отраслями сферы услуг) имеет также и сама сфера культуры и искусства, что несомненно должно стимулировать приток в нее финансовых средств от коммерческих структур и отдельных бизнесменов.

Мотивация пожертвований в некоммерческий сектор культуры и искусства со стороны частного капитала имеет широкий спектр: от обычного человеческого альтруизма и чувства социальной ответственности до стремления к общественному признанию и приобретению различных льгот. Такого рода пожертвования во всем мире рассматриваются и в качестве свидетельства социальной надежности частного бизнеса.

Однако негосударственная поддержка некоммерческих организаций сферы культуры и искусства может осуществляться не только со стороны частного бизнеса, но и со стороны разнообразных благотворительных организаций. Благотворительные организации, к которым в соответствие с российским законодательством относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для осуществления благотворительной деятельности, могут функционировать в виде общественных организаций, фондов, учреждений и т.п. При этом государство не имеет права выступать учредителем благотворительной организации.

Благотворительность, - по определению В.И. Даля, - это свойство или качество благотворителя, которого, в свою очередь, можно определить как благодетеля, творящего добро другим. В связи с этим немаловажным представляется тот факт, что одним из основных направлений современной благотворительности действующее российское законодательство провозглашает содействие развитию образования, науки, культуры и искусства, а также просвещению и духовному развитию личности.

Важно также отметить, что адресатом благотворительной деятельности может быть исключительно некоммерческая организация. Направление денежных и иных средств, а также оказание помощи в других формах коммерческим организациям благотворительностью не признается.

Благотворительность в адрес культуры и искусства принято именовать меценатством. Пожертвования меценатов - в соответствие с мировой практикой, одна из значимых форм поддержки некоммерческого сектора культуры и искусства

История развития меценатства знает немало примеров, достойных подражания. Ведь были в истории России и такие времена, когда практически все состоятельные люди занимались благотворительностью. Общеизвестны факты проявления меценатства со стороны русских купцов. Грандиозный вклад в повышение благосостояния России внесли такие меценаты, как Демидов, Шереметьев, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие другие. Широко известна благотворительная деятельность русского фабриканта Саввы Морозова. Уже в 1896 году российская пресса сообщала, что размер ассигнований Саввы Морозова на создание общедоступного театра для рабочих и служащих Орехово-Зуева, ставшего первым в Московской губернии театром для рабочих и служащих, составил 200 000 руб. Общеизвестным фактом является и неоднократная материальная помощь Саввы Морозова театрам Чарского, Абрамовой, Суворина, Корша. Будучи председателем ярмарочного комитета в Нижнем Новгороде, он выделал крупные денежные суммы на организацию и проведение театральных гастролей. Савва Морозов содержал также огромное количество стипендиатов, обучавшихся как в России, так и за рубежом. Он осуществлял пожертвования Покровскому собору, старообрядческой Рогожской общине. Наконец, огромную роль, как известно, этот величайший меценат сыграл в процессе создания будущего МХАТа. Общие расходы Саввы Морозова на строительство и обустройство помещения этого театра в Камергерском переулке г.Москвы составили около 500 000 руб., что по тем временам считалось огромной суммой. "Даровитый русский делец с непомерной нравственной силищей" - так отзывались о Морозове его современники [1] .

В условиях перехода к рыночной экономике в России сформировался класс наиболее обеспеченных в финансовом отношении граждан. Так как престижность меценатства в любом обществе достаточно велика, а почва для его проявления в России уже подготовлена заботой предыдущих поколений, некоммерческим организациям следует проводить в отношении таких граждан активную агитационную работу по привлечению части их доходов в качестве источников финансирования основной деятельности. При этом необходимо учитывать, что государственное стимулирование меценатства проявляется в настоящее время в исключении суммы пожертвования мецената (в размере не более 25% общей суммы дохода, полученного в налоговом периоде) из суммы дохода, подлежащего налогообложению. Однако, думается, что более действенной мерой поддержки и развития меценатства могло бы стать предоставление возможности вычета суммы пожертвования мецената из причитающегося ему к уплате налога на доходы физических лиц (хотя бы в пределах 50% от общей суммы налога).

Привлекательность некоммерческого сектора культуры и искусства для потенциальных жертвователей не ограничивается лишь возможностью проявить свое бескорыстие. Их взаимоотношения с некоммерческой организацией, функционирующей в сфере культуры и искусства, могут быть построены и как типичная экономическая сделка. Добровольные пожертвования в адрес такой организации могут быть осуществлены в виде спонсорских вкладов, а именно: в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ, с условием последующего распространения рекламной информации о спонсоре. Так как основная деятельность большинства подобных организаций предполагает организацию и проведение на постоянной основе мероприятий, характеризующихся массовой посещаемостью, эффективность такой рекламы может быть достаточно высокой.

Социальная значимость сферы культуры и искусства определяет приоритетный выбор театров, музеев, кино, изобразительного и музыкального искусства и т.п. в качестве объектов спонсирования. При этом действенным моральным стимулом для спонсора является признание общественностью его миссии в развитии отечественной культуры.

Спонсирование культуры и искусства привлекательно возможностями не только общественного признания высокой репутации фирмы-спонсора в своей стране, но и выхода такого рода фирм на международный рынок в качестве субъекта, интересующегося национальной культурой и стремящегося познакомить с нею иностранцев, что, в свою очередь, несомненно повлечет за собой существенное повышение их имиджа в среде зарубежных конкурентов.

В заключении отметим: несмотря на то, что современные институты благотворительности, меценатства и спонсорства в России постепенно развиваются, этот процесс проистекает, к сожалению, достаточно медленно. В настоящее время эти источники финансирования покрывают не более 2% расходов организаций сферы культуры и искусства. По данным социологических исследований, на театральное искусство приходится 38%, на музыку - 30%, на музеи - 10%, на издательскую, выставочную и прочую деятельность - 22% от общего объема спонсорской помощи. При этом разовая помощь составляет 69%, в то время, как постоянная - лишь 31% [2]. Однако, неоспорим тот факт, что у "доноров" отечественной культуры и искусства огромное будущее. Это неоднократно подтверждено мировой практикой.

Литература:

[1] Журнал "Некоммерческие организации в России" № 4 за 2001г., Стр.4 - 5
[2] Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура. Под.ред.Л.И.Глухарева. М.:УРСС, 1988.

Автор: Кошкина Марина Витальевна к.э.н., доцент, финансовый директор РОО "Союз московских композиторов"



www.megastock.ru

Поиск



 
Президент России
   











Категории раздела

"ДАЙТЕ ШАНС" [0]
"ДВЕ ПАЛЬМИРЫ" [0]

Категории раздела

"ДАЙТЕ ШАНС" [0]
"ДВЕ ПАЛЬМИРЫ" [0]
  Поиск:   например, мтс или безопасн*
  
  PIN-коды карт экспресс-оплаты
World of Warcraft, Lineage II, Eve-Online, Warhammer Online, МТС, БИЛАЙН, SkyLink, МЕГАФОН, РОЛ, МТУ, Skype, UMC, KyivStar GSM, ...
  Электронные книги
Безопасность, Бизнес и экономика, Компьютеры и интернет, Искусство и культура, Наука и образование, Медицина, ...
  Цифровые товары
iTunes, Банерные показы, Документы, ICQ UIN, Доступ к платным ресурсам, Системы активной рекламы, Базы данных, Дизайн, Домены, Заработок в Интернет, ...
  Программное обеспечение

iPhone, Forex, Бухгалтерия, делопроизводство, Игры, Интернет, Мультимедиа и графика, Рабочий стол, Редакторы, Утилиты, ...