ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

МИНИ-ЧАТ

ОНЛАЙН ТВ

видео

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 258

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:






 

Современные социальные исследования благотворительности в России




Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы    


В данном докладе мы делаем попытку обзора различных взглядов на благотворительность, хотим пока-зать как можно больше граней, ракурсов понимания как самого этого непростого феномена, так и его отдельных проявлений и элементов, его существования и роли в обществе.
Границы благотворительности

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотво-рительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение по-зволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.

1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и разви-тие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей сре-ды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)

2. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность иму-щего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)

3. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на обще-ственную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).

4. Благотворительность добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имуще-ства, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. (Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотвори-тельных организациях" от 11.08.95 г. № 135).

5. Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в соци-альной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом под-держка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности. (Фомин Э. А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. СПб., 1999.)

6. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями "про-щения грехов", гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия. (Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 1999.)

7. Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности ле-жит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергну-тых жизнью". (Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.)

8. Благотворительность - бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется пу-тем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и системати-ческой помощи нуждающимся и страждущим. (Абросимова Е. А. Диссертация "Благотворитель-ные организации в Российской Федерации".)

9. Благотворительность - оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие. (Хо-рева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.)

10. Благотворительность - это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии. (Беляева Н. Ю. "Коммерсантъ" от 8 июня 2001 г.) Мы выделили пять осей, по которым удобно проследить различие в позициях авторов этих и других оп-ределений.
КТО допускается в качестве благотворителя?

Индивид - семья - организация - государство

Полярные точки этой последовательности таковы:

a. благотворительность есть глубоко личный, интимный акт, этически нагруженный и представ-ляющий одно из проявлений нравственной зрелости человека. Жертвуя, благотворитель берет на себя личную ответственность как за акт помощи, так и отчасти за получателя пожертвования и за свои с ним отношения. Благотворительность приватна и не терпит ни формализации, ни вмешательства государства.
b. в отличие от милостыни, благотворительностью можно назвать только организованную помощь, организационно опосредованную специальными благотворительными институтами. Высшей формой благотворительности является социальная политика государства: граждане, уплачивая социальные налоги, совершают как бы коллективное пожертвование в пользу страждущих сооте-чественников, а государство распределяет эту помощь различными способами, один из которых система социальной работы.
КОМУ может предназначаться благотворительная помощь?

Отдельным людям - организациям - животным, природным объ-ектам, - природной среде в целом - культурным объектам

Благотворительна ли экологическая и культурная деятельность? Может ли получатель благотворитель-ности не быть человеком?

Лично знакомым (родственникам, соседям, друзьям) - "ближним" - незнакомым

Неужели мать, кормящая своего ребенка, или студент, угостивший друга чашечкой кофе, занимаются благотворительностью? Вроде бы, нет. А тот, кто приносит продукты соседской старушке? А деревня, помогающая "своим" погорельцам, или фабрика, поддерживающая пенсионеров своих бывших работ-ников? И почему в рекомендациях по организации сбора частных пожертвований написано, что надо сделать адресата как можно более конкретным, создать эффект личного знакомства с ним? Существует мнение, что только помощь совершенно незнакомым лицам можно назвать в полном смыс-ле благотворительной.

Нуждающимся (в чем-либо) - неимущим, немощным, убогим, отвергнутым жизнью

Еще один спорный аспект: должна ли благотворительная помощь использоваться только для удовле-творения немедленных нужд или также и для развития, поддержки инициатив, способных улучшить в целом качество общественной жизни (поддержка библиотек, например)? И кто определяет сущность ну-жды, потребности получателя благотворительности сам ли он, благотворитель, третья сила, традиция? Какова должна быть степень недостатка ресурсов, бедственности положения, чтобы признать когото полноценным претендентом на благотворительную помощь? И как это просчитать, с чем и кем сравни-вать?
ЧТО передает благотворитель, совершая благотворительное действие?

Деньги - имущество, товары, услуги - добровольный труд - помощь - любовь, сострадание, жертва

Является ли добровольчество частью благотворительности? Чтобы считаться благотворителем, обяза-тельно ли дать кому-то деньги по причине любви или достаточно самой любви, пусть материально не выраженной? Возможна ли благотворительность без чувства и мотива любви, сострадания, милосер-дия? Можно ли назвать благотворителем того, кто просто избавляется от излишков? Насколько необхо-дима для благотворительности жертва и сколь болезненна она должна быть для жертвователя?
КАК реализуется сам акт благотворения?

Напрямую, лично - через специальные организации, посреднические институты

Должна ли благотворительность быть опосредованной или осуществляться по принципу "из рук в руки"? И что предпочтительнее? И отчего эффективность сбора пожертвований (в Петербурге, например) у нищих в десятки раз выше, чем у некоммерческих организаций? Это национально-историческая особен-ность или психологический закон? Насколько вообще этично и оправданно существование всей индуст-рии распределения помощи, куда входят фонды, НКО и т. д.? Нужны ли посредники в этой цепочке, ка-кие, насколько дорогими они могут быть? Должно и может ли распределение помощи одних людей дру-гим стать профессией?

Анонимно - интимно - публично

Где пролегает грань между PR (public relations) связями с общественностью и благотворительностью? Должен ли благотворитель всегда стыдливо скрывать лицо или вполне допустимо при желании сделать из акта помощи шоу, праздник, рекламно-информационную кампанию? Многие признают, что акт по-жертвования часто ставит получателя помощи в неудобное, приниженное, уязвимое и зависимое поло-жение. Отягчает ли публичность это состояние или, наоборот, дает возможность прямо либо косвенно выразить благодарность дарителю, оказаться ему полезным (или все-таки им использованным...)?
ПОЧЕМУ, в силу каких причин может быть принято решение о благотворительном поступке?

Добровольно, бескорыстно - по обязанности - вынужденно

Должен ли благотворительный акт быть спонтанным, почти случайным порывом или же это в большей степени ответ на осознание человеком своей ответственности, пожизненной обязанности (независимо от уровня того, перед кем или чем эта обязанность)? Можно ли называть благотворительностью пожертво-вание купца или нашего современника-предпринимателя в ответ на более чем прозрачный намек вла-стей? А ведь таких фактов в избытке. А что, собственно, считать бескорыстием? Не сильнее ли матери-альной корысти корысть честолюбия, власти, превосходства, самоутверждения? Существует ли истинно альтруистический мотив? Не является ли иллюзией свободная воля и выбор дающего?

Мы попытались задать некое "облако значений" благотворительности; различные констелляции эле-ментов этого облака порождают спектр определений благотворительности, допущений по поводу этого явления. Попытка выделить инвариант, неизменяемую основу содержания благотворительности, приве-ла нас к формуле безвозмездного действия. Независимо от трактовки, благотворительность это всегда действие, деятельность, движение, поступок, акт. И она всегда подразумевает односторонность, на-правленность, полную или почти полную безвыгодность и безответность.
Благотворительность как предмет изучения различных дисциплин

Феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи. Представляем "развороты" темы благотворительности в раз-ных дисциплинах и областях знания. Не везде удалось однозначно сопоставить дисциплину и ракурс рассмотрения, так что представленное разделение в чем-то условно.

История
• Благотворительность как краеведение, часть истории края, местности.
• Персональная история. Биографии и деяния благотворителей и их семей.
• Материальная история зданий, памятников культуры, произведений искусства, являющихся да-рами благотворителей.
• Исторические формы и механизмы благотворительной деятельности.
• История деятельности благотворительных организаций.

Психология
• Мотивация частных и корпоративных благотворителей, добровольцев и работников посредниче-ских структур НКО, фондов.
• Особенности ценностной сферы активных участников благотворительного процесса.
• Благотворительное поведение как групповая норма. Влияние групповых норм, стереотипов, предписаний на благотворительные установки и поведение личности.
• Жизненная ситуация как объект благотворительности ситуационный анализ.

Социология
• Общественное мнение по поводу благотворительной деятельности.
• Благотворительность как социальное движение.
• Благотворительность как совокупность общественных институтов.
• Благотворительность как механизм снижения социальной напряженности.
• Благотворительность как фактор преодоления социальных эксклюзий.
• Благотворительность как социальный капитал и средство социальной мобильности.
• Благотворительность по отношению к различным социальным группам (сироты, заключенные, безработные, малообеспеченные и т. д.).
• Влияние благотворительности на общество в целом и на отдельные сферы общественной жиз-ни (например, на культуру).
• Социальная работа и благотворительность.

Политология
• Благотворительность как идеология (государственная политика, национальная идея).
• Благотворительность как способ укрепления доверия и кооперации в обществе.
• Благотворительность как проявление гражданского общества, арена взаимодействия общества и государства.
• Благотворительность как элемент политических PR.
• Благотворительность как орудие политических элит.
• Социальная политика государства и благотворительность (их соотношение, контроль, законода-тельное регулирование).

Экономика
• Объемы инвестиций в благотворительность.
• Источники финансирования благотворительной деятельности, эффективность подобных вложений.
• Рынки благотворительности.
• Посредничество в благотворительности и трансакционные издержки.
• Благотворительная деятельность и рынок труда.

Управление
• Маркетинговый взгляд (посреднические услуги по благотворительности как продукт; жизненный цикл и продвижение благотворительных продуктов).
• Менеджерский взгляд (благотворительность как технология управления организацией, фанд-райзинг, подготовка и проведение благотворительных мероприятий).

Благотворительность в трех секторах

Кроме многообразных ракурсов рассмотрения темы благотворительности в различных научных дисцип-линах можно выделить три специфические группы исследований, каждая из которых объединена общим объектом. Основной фокус этих работ направлен на то, каким образом и почему осуществляют благо-творительную деятельность представители каждого из трех секторов общества. Таким образом, общий объект исследования может стать еще одним основанием для классификации исследовательских работ.

Исследования благотворительности бизнеса

Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса исследуется достаточно часто, но при этом работы достаточно фрагментарны, ориентированы на особенности отдельных регионов и во многом от-ражают экономическую ситуацию в них. Чаще всего исследуется мотивация благотворительности биз-несменов: кому, на что и в каком виде и объеме они делают пожертвования. Исследования НКО (в том числе и благотворительных фондов) как посредников в благотворительной деятельности

Работ, посвященных деятельности организаций Третьего сектора как историческом аспекте, так и в со-временности, достаточно много, но далеко не все они направлены на анализ деятельности НКО как по-средника благотворительности. Поэтому многие из исследовательских вопросов пока остаются без отве-та.

Какие НКО являются благотворительными? Насколько они эффективны как посредники? Какие ресурсы привлекают НКО для своей посреднической деятельности? Соответствует ли их самооценка оценкам со стороны? В чем основные достижения российских НКО и каковы крупные препятствия их благотвори-тельной деятельности? Каковы специфика деятельности благотворительных фондов в России и их влияние на решение социальных проблем? Исследования государственной социальной политики и благотворительности

В сфере внимания тех, кто занимается этим аспектом благотворительности, как правило, находится ли-бо благотворительность самого государства (если оно признается за агента благотворительности), либо содержательное соотношение между социальной политикой государства и благотворительной деятель-ностью частных секторов.

При этом исследователи первого направления рассматривают благотворительность членов царской се-мьи или правящих верхушек современных режимов как суррогат государственной социальной политики.

Исследователей второго направления, в основном, волнуют вопросы "Кто и что должен делать, исходя из общего объема стоящих перед обществом социальных проблем? Должны ли эти два социальных агента дополнять, дублировать (страховать), подменять друг друга? В какой степени они должны и фак-тически согласуют свои усилия?"

Кроме того, существует круг тем, касающихся отношения государства к благотворительности, благотво-рителям и различным видам благотворительных институтов. (Прежде всего, формальные моменты за-конодательный, экономический и политический климат; поддержка, безразличие или борьба как с явле-нием в целом, так и с теми или иными его проявлениями. Сила и механизмы государственного контроля над благотворительными институтами и потоками благотворительной помощи).
Методы исследования и исследователи

Если говорить о методах, которые применяются в исследованиях благотворительности, то, скорее всего, нельзя говорить о какой-то их специфике. Они традиционны для социальных наук в целом и для тех дис-циплин, в рамках которых проводятся исследования.

Среди исследовательских методов наиболее часто упоминаются опросы, интервью, анкетирование, фо-кус-группы, контент-анализ публикаций, анализ архивных документов и статистики, рассмотрение от-дельных случаев (case studies). Большое число исследований базируется на сравнительном анализе (выявление региональных, этнических, гендерных, возрастных и других особенностей). Встречается био-графический и ситуационный анализ, вторичный анализ данных, лонгитюдные исследования.

Следует отметить, что представители благотворительных организаций достаточно часто предлагают раскрытие темы благотворительности через анализ собственного опыта на этом поприще, что может быть квалифицировано как метод включенного наблюдения.

Гораздо более разнообразным и интересным является сообщество тех, кто занимается исследованиями благотворительности. Например, среди тех, кто проявил активный интерес к данной конференции, были представители научно-исследовательских институтов и вузов (студенты, аспиранты, преподаватели), работники музеев и школьные педагоги, чиновники различных ведомств, библиотекари и врачи, работ-ники почты и сотрудники МВД, сотрудники благотворительных организаций, фондов и независимых ана-литических служб, коллекционеры. Для многих из них исследования благотворительности являются об-ластью многолетнего профессионального интереса; нередко кто-то приходит к необходимости таких ис-следований из потребностей практики; для некоторых интерес к теме благотворительности является случайным. По сути уже сам состав исследователей говорит о всеохватности явления благотворитель-ности и потребности в его осмыслении, существующей в самых разнообразных кругах.

Мы дали очерк подходов к изучению феномена благотворительности в современной России и трактовок этого объекта и его составляющих. Есть круг вопросов, которые предлагает нам эта тема, а также более или менее популярные ответы на них. Некоторые ракурсы можно назвать разработанными, другие лишь намечены пунктиром. Есть массив исследовательских, аналитических, экспертных текстов по теме, тон которых колеблется от художественного и высоко моралистического до сухого прагматически-утилитарного. Достаточно широко и разнородно как поле наук и областей знания, считающих тему в той или иной мере своей, так и охват тех, кто исследует благотворительность.

Нам представляется, что тема эта, несмотря на свою кажущуюся узость, имеет сегодня большой потен-циал прежде всего, в силу своей социальной значимости, практической актуальности и применимости, а также из-за междисциплинарности, не до конца еще раскрытой.

Источник: А. А. Клецина, А. В. Орлова (Санкт-Петербург)
www.megastock.ru

Поиск



 
Президент России
   











Категории раздела

"ДАЙТЕ ШАНС" [0]
"ДВЕ ПАЛЬМИРЫ" [0]

Категории раздела

"ДАЙТЕ ШАНС" [0]
"ДВЕ ПАЛЬМИРЫ" [0]
  Поиск:   например, мтс или безопасн*
  
  PIN-коды карт экспресс-оплаты
World of Warcraft, Lineage II, Eve-Online, Warhammer Online, МТС, БИЛАЙН, SkyLink, МЕГАФОН, РОЛ, МТУ, Skype, UMC, KyivStar GSM, ...
  Электронные книги
Безопасность, Бизнес и экономика, Компьютеры и интернет, Искусство и культура, Наука и образование, Медицина, ...
  Цифровые товары
iTunes, Банерные показы, Документы, ICQ UIN, Доступ к платным ресурсам, Системы активной рекламы, Базы данных, Дизайн, Домены, Заработок в Интернет, ...
  Программное обеспечение

iPhone, Forex, Бухгалтерия, делопроизводство, Игры, Интернет, Мультимедиа и графика, Рабочий стол, Редакторы, Утилиты, ...